Эпоксидная смола изделия – Сеттинги для изделий из эпоксидной смолы и изготовление украшений на их основе. Рукоделия пост

Содержание

Сеттинги для изделий из эпоксидной смолы и изготовление украшений на их основе. Рукоделия пост

Хочу похвастаться: у меня замечательная талантливая жена. Ее главное хобби – создание украшений из эпоксидной смолы. Поскольку изделия получаются очень красивые, подумал, что этим стоит поделиться с сообществом и попросил жену описать процесс изготовления украшений. Дальше передаю слово ей:)

Свои первые изделия я делала из металлических основ под заливку, сеттингов, купленных в ближайшем магазине фурнитуры для бижутерии.
Вроде таких.

На дне сеттинга можно сделать фон из более крупных лепестков цветов или просто покрыть поверхность краской или лаком. Можно делать и без фона, дело вкуса. Как наполнение можно использовать растения: цветы, ягоды, листики, мох, грибы. Также в ход могут пойти бисер, камушки, песок, декор для ногтей, трафареты, полимерная глина. Есть варианты с букашками: бабочки, божьи коровки, жуки, скорпионы, тараканы…
Очень важно это наполнение правильно засушить и закрепить на дне, чтобы при заливке оно не всплыло на поверхность и не испортило форму линзы. По-моему, это самый простой вариант для начинающих.

Позже стала использовать силиконовые формы, больше всего мне нравится результат работы со сферами. Если вам понравится мое изложение, будет обзор и на них.


Сейчас фурнитуру покупаю на Али, это в разы дешевле. Меня заинтересовали металлические сеттинги-рамки (кроме указанных в шапке сеттингов использовала еще две разновидности: раз два).
Я делаю из них кулоны, но можно и серьги. Изделия на их основе получаются визуально легкими и стильными за счет прозрачности эпоксидной смолы.
Первым этапом будет сбор наполнения для заливки. Я в основном использую растения, сушу между страницами старых книг или в манной крупе для сохранения объема. На просушку требуется от двух до четырех недель, зависит от сочности растения. Хорошо иметь запас материалов… Вот часть моего «склада».


Но также важно и не переборщить – в начале этого увлечения, сушила довольно много. К сожалению, много сухоцветов при длительном хранении теряют цвет, да и всякие вредители смотрят на гербарий, не как на источник вдохновения, а как на еду и жилище. Понять, какие растения лучше подходят для засушки можно только опытным путем.
Итак, исходим из того что материал для заливки, фурнитура и смола у вас уже есть.
Для работы нужен стол с ровной поверхностью. Накрываем его газетами или пищевой плёнкой. Также понадобится какой-нибудь планшет (подойдет любой ровный плоский предмет достаточной площади — кусок оргстекла, фанера, большая детская книжка в твердой обложке).

Готовим инструменты: влажные салфетки, деревянную палочку (подойдет от мороженного), зубочистки, силиконовую емкость со шкалой для смешивания смолы и отвердителя (для этой цели использовать также пластиковый стаканчик и медицинские шприцы, отмерять пропорции по объему).
Перед работой будет не лишним смазать руки питательным кремом. Так их легче будет отчистить, если запачкаетесь смолой.
Дальше я делала в двух вариантах. В первом как подложку для сеттингов использовала широкую силиконовую форму (на фото — справа). При первой заливке смола кое-где проступила под рамками.

Во втором варианте использовала широкий скотч и он показал лучший результат.
Сначала придумываем композицию. Это занимает больше всего времени. На листе бумаги выкладываем рамки и, подставляя разные элементы, находим нужное сочетание.

Определившись с композициями, перекладываем рамки на скотч, прикрепленный к планшету и легка прижимаем.


Смешиваем эпоксидную смолу с отвердителем, следуя инструкции производителя. Даем время выйти пузырькам воздуха и делаем первую заливку тонким слоем.

Выкладываем сухоцветы на смолу, слегка их притапливая, чтобы вышли пузырьки воздуха под ними, если таковые образовались.

Первый этап завершен. Переносим планшет с заготовками в место, где они будут сохнуть. Нужно обеспечить ровную поверхность и защиту от пыли – это может быть закрывающийся шкаф или тот же стол, но нужно накрыть изделия прозрачной крышкой, от торта например. Где-то через час смотрим, не появились ли пузырьки воздуха или не прилип ворс, если да – удаляем зубочисткой.
Не забудьте убрать неиспользованный материал. Сухоцветы можно хранить в тех же книгах или для удобства – в фотоальбоме с прозрачными кармашками, также можно использовать конверты от компакт-дисков. Для объемных сухоцветов отлично подойдут плотно закрывающиеся баночки.

Через 4–6 часов смола достаточно схватывается, чтобы делать вторую заливку, если вы спешите. Я обычно делаю на второй день, после полной полимеризации. Во второй слой заливки беру больше смолы, чтобы в результате получились линзы над рамками.
С этим нужно не переусердствовать, чтобы смола не перелилась через край рамки. Если такое случится, можно не дожидаясь полного застывания смолы, где-то через 12 часов, осторожно удалить излишки смолы скальпелем или канцелярским ножом.


Далее оставляем заготовки сохнуть, в среднем это 24 часа. Чем толще слой смолы тем больше нужно времени для застывания и конечно же это зависит от марки смолы, обычно эти данные есть в инструкции.
После застывания второго слоя можно сделать третий слой! Но это уже для очень усидчивых людей:) Для сравнения, высота линзы после двух и трех заливок.


Примерно так будет выглядеть обратная сторона кулонов. Если где-то остались липкие следы от скотча, можно стереть влажной салфеткой.

И последним этапом будет самая легкая и приятная часть работы. Крепим фурнитуру: шнурочки к кулонам, швензы к серьгам. Радуемся результатам!)



Украшения из эпоксидной смолы, какие существуют варианты

Ручная работа всегда ценилась, независимо от отрасли производства. Сегодня хэнд-мэйд – популярное направление, признаками которого является работа, выполненная своими руками. Результат этой работы способен вызвать восторженные взгляды. Отличным материалом для творчества выступает эпоксидная смола, так как она позволяет мастеру реализовать любые фантазии в производстве украшений, предметов декора, мебели, посуды или рабочих поверхностей.

Ручная работа

Украшения из эпоксидной смолы можно встретить в магазинах, занимающихся продажей бижутерии. Даже если в их составе нет драгоценных металлов, популярность от этого не падает. Обычно такие поделки или аксессуары представлены огромным разнообразием. Прозрачная смола может передать все тонкости дизайнерской мысли, наполнить изделие неким романтизмом и даже придать ему некую магическую составляющую. Недаром многие амулеты и обереги изготавливаются именно из эпоксидки.

Смола напоминает собой янтарь, но в отличие от дорогого ископаемого, данный материал вполне доступен. Следовательно, возникает ряд необычных решений, которые вполне реально воплотить в жизнь самостоятельно.

Как правило, на ум приходят идеи с композициями, имитирующими застывшие капельки воды, внутри которых замерли цветки растений, драгоценные камни, всяческие декоративные элементы. С помощью объемных картин можно создать эффекты бескрайности вселенной. Такие картины, выполненные в стиле «Космо», пользуются спросом у современных модниц. На основе отливок из смолы изготавливаются серьги, броши, бусы, кольца, браслеты.

Настоящий космос

Цены на готовые украшения низкими никак назвать нельзя, хотя при самостоятельном их изготовлении себестоимость порадует каждого. Дело в том, что вся бижутерия из эпоксидной смолы – результат авторской работы, которая традиционно ценится очень высоко.

Многообразие изделий настолько велико, что описать различные вариации просто невозможно. Классифицировать украшения также вряд ли получится, так как сложно определиться с параметром, по которому проводится разделение по группам. Можно лишь в качестве примера представить различные модели, отличающиеся друг от друга техникой изготовления, материалами декора, формой или цветом смолы.

Свойства материала

Одним из видов олигомеров является эпоксидная смола. В качестве строительного материала она появилась еще в 50-х годах прошлого столетия. Изначально эпоксидка использовалась в качестве клеевого состава, но потом начала стремительно расширять сферу применимости. Возможность использовать смолу при изготовлении украшений, в том числе и ювелирных изделий, появилась, благодаря некоторым оригинальным свойствам полимера, образованного при смешивании основного состава с отвердителем.

Материал для работы

Образованный полимер кристаллизуется за считанные часы, причем он полностью сохраняет объем и обладает высокой прочностью. Материал при застывании проявляет высокую степень адгезии. Простыми словами, смола может «скрепляться» с любыми материалами. Именно поэтому изделия декорируют элементами из дерева, металла, пластика, натуральных волокон, стекла.

Диэлектрические свойства смолы также могут найти применение. Электрическая безопасность позволяет изготавливать из полимера различные светильники. Необходимо отметить, что при внесении в основной компонент красителя получается цветной кристалл, который красиво смотрится при наличии подсветки.

Застывшая смола отлично противостоит действию химически активных веществ. Прочность и термоустойчивость активно используются при изготовлении мебели. Что же касается украшений, то здесь перечисленные качества также будут востребованы.

Подготовка к работе

Наконец, эпоксидка в затвердевшем состоянии не является источником токсинов, а ее контакты с кожей абсолютно безопасны. Смола даже может контактировать с продуктами питания.

Использование молда

Так как заготовка для будущего изделия изначально пребывает в жидком состоянии, то для заливки может потребоваться форма – молд. Его изготавливают из подручных средств, но есть и специальные покупные молды, сделанные из силикона. Они отлично удерживают смолу до полного отверждения, а затем легко отделяются от затвердевшего массива.

Молд в виде полусферы позволяет сделать линзу из смолы.

Молд в виде полусферы

Внутрь помещают цветки растений, камешки или ракушки. Такие линзы используют для изготовления брелоков, брошей или кулонов. К полученной полусфере добавляется фурнитура. Нередко она выполнена из серебра или других драгоценных металлов.

К полученной полусфере добавляется фурнитура

Заметим, что без формы сделать такую полусферу невозможно. Некоторые мастера предпринимают попытки выточить нужную форму из слитка, но идеальной сферической поверхности получить не получится.

Существуют специальные молды для перстней и колец.

Специальные молды для перстней и колец

Если в полость перед заливкой вставить мелкие камешки, песок или стеклышки, то получится очень оригинальный вариант. На этом фантазии не заканчиваются. Колеровка смолы дает целое поле для деятельности мастера, а перламутровое наполнение получается путем внесения в состав блесток. Эти блестки необходимо тщательно размешать, чтобы консистенция смолы была однородной.

Оригинальный вариант

Под серьги тоже существуют специальные молды.

Под серьги тоже существуют специальные молды

Приведенный пример не является единственным. При отсутствии возможности купить готовую форму, ее изготавливают из специального скульптурного пластилина. В качестве декоративного наполнения можно даже рассмотреть цветок одуванчика.

Для изготовления колец используют молды, внешне очень похожие на те, с помощью которых отливались перстни. Так как объем залитой смолы достаточно большой, то при декорировании можно дать волю своей фантазии.

Морской браслет

Преимущество покупных силиконовых форм перед самодельными заключаются в том, что застывшая смола приобретает ровную поверхность, что существенно облегчает задачу полировки изделия.

Объемные композиции

Перед тем, как рассмотреть несколько примеров, необходимо представить все возможности мастера, если у него нет подходящей для заливки формы. Кстати, именно отсутствие таковой позволяет создавать шедевры в виде заготовок для кулонов, медальонов, колье и сережек.

Нормально приготовленная смола по своей консистенции напоминает свежесобранный мед. За счет сил поверхностного натяжения эпоксидка разливается не плоским пятном, а образует невысокую выпуклость. Если производить послойную заливку, то за несколько приемов можно получить объемную линза. Задача мастера заключается в том, чтобы в процессе отверждения контролировать периметр пятна смолы.

Чтобы реализовать свою идею, есть два подхода.

  1. Первый заключается в том, что будет формироваться линза из смолы, размеры которой подходят под декор.
  2. Второй подход более практичен, так как предполагает формирование линзы под готовую фурнитуру.

Объемные композиции

В первом случае сначала выбирается декор, это может быть соцветие растения, лепесток, стебель с цветком. По его размеру на листе бумаги рисуется шаблон для будущей линзы. Шаблон может бать как симметричным, так и ассиметричным. Отметим, что в последнее время мода склоняется в сторону ассиметричных вариантов.

На готовый шаблон накладывается полиэтиленовая пленка, а затем наносится смола. Корректировать растекание массы можно с помощью деревянной палочки. За 2-3 приема получится линза, форма которой соответствует шаблону. После этого декорация приклеивается к плоской поверхности и заливается вторая часть линзы. В зависимости от фурнитуры, получится звено колье, серьга, кулон или элемент подвески.

Ярким примером ассиметричной линзы является кулон в форме листка.

Ярким примером ассиметричной линзы

Такой способ заливки, пожалуй, является самым простым. Из всей фурнитуры потребуется только металлический крючок или застежка для подвески. Его нетрудно выполнить из тонкой проволоки. Принцип заливки заключается в том, что пятно смолы равномерно распределяется по всей площади листка с помощью палочки. Смола накладывается в несколько слоев, в зависимости от желаемой толщины линзы. Удержать жидкую субстанцию на границе очень тяжело, поэтому, вопреки всем стараниям, эпоксидка будет растекаться. После полного застывания смолы линзу обтачивают по краям надфилем, а затем полируют.

Вариант формирования линзы под готовую фурнитуру подходит тем, кто решил реставрировать старые украшения, хотя сейчас заготовку несложно купить в магазине. Принцип заливки остается тем же, что и в случае применения шаблона.

Творческий полет

Для желающих реализовать свои творческие способности отметим, что совсем не обязательно в качестве декора использовать цельный бутон. Из частей можно собрать великолепную композицию.

Великолепная композиция

Алгоритм работы с готовой фурнитурой подразумевает формирование линзы по металлической поверхности. К счастью, высокая адгезия эпоксидки позволяет это сделать без особых проблем. Но на подготовку декора придется потратить некоторое время. Прежде всего, необходимо исключить всплывание лепестков в смоле. По этой причине все детали приклеиваются к основанию. В качестве клея можно взять тот же состав эпоксидной смолы, только сначала его навести в небольшом количестве. Приклеенные цветки, лепестки, стебли должны высохнуть, только потом надо приступать к заливке смолы. Некоторые мастера предпочитают оставить естественный рельеф, то есть, заливается смола очень тонким слоем. Она лишь слегка покрывает поверхность природного материала, оставляя объемный рельеф.

Шары

При наличии подходящего молда есть возможность залить эпоксидную смолу так, чтобы получилась сфера. Здесь понятие «сфера» весьма относительно, так как к данному типу украшений относятся и элементы эллипсоидной формы.

Кулон на шею

Сложность изготовления таких украшений заключается в том, что нельзя выполнить заливку за один раз. Жидкая смола достаточно тяжелая, поэтому цветки или прочие легкие декоративные элементы могут в массе деформироваться. Рекомендуется погрузить цветок в молд и залить примерно половину объема. Затем, после застывания смолы, следует продолжить заливку.

Размер шаров будет определять применение украшений. Большие шары отлично подходят для брелока, а из маленьких шариков делают серьги или колье. Напомним еще раз, что стоимость готовых украшений очень высокая. Но на различных интернет-ресурсах достаточно мастер-классов, наполненных не только фотографиями, но и видео.

Сложности самостоятельной работы

Опытные мастера, которые умеют изготавливать настоящие шедевры, как один, утверждают, что добиться отличного результата можно только методом проб и ошибок. На первый взгляд кажется, что технология изготовления украшений из эпоксидной смолы простая, но на практике существует множество негативных факторов, учесть которые новичок просто не в состоянии. Некоторые из них можно привести, хотя настоящее мастерство приходит только после первых пробных работ.

  • Заготовка материала для декора является обязательным и очень важным этапом. Если используются природные компоненты (цветки, лепестки, соцветия, веточки растений), то они должны быть в засушенном виде. Сушка растений требует определенных знаний, ведь некоторые экземпляры могут менять свой цвет и форму. Если растение недостаточно высушено, то в слое эпоксидной смолы оно сгниет, а выделившаяся влага будет образовывать пузырьки.
  • При самостоятельном изготовлении молда, помимо формы, следует подумать о герметичности и разделительном составе. Герметичность необходима, чтобы на первых порах застывания смола не вытекла из формы. Разделительный состав обеспечивает хорошее отслаивание смолы от поверхности формы.

Готовое изделие

  • Смолу готовят из двух компонентов, один из которых является основным составом, а другой – отвердителем. Для достижения высоких качеств конечного материала необходимо соблюдать пропорции, определенные производителем. Если смола досталась без этикеток на упаковке или без инструкции, то с большой вероятностью возникнут проблемы с результатом. Смешивать компоненты следует тщательно, чтобы пузырьки воздуха успели выйти, консистенция была однородной, и не образовывалось новых пузырьков. Готовый раствор должен немного постоять, причем желательно, чтобы температура в помещении была 25°C градусов. Если пузырьки не выходят на поверхность, то раствор подогревают на паровой бане.
  • Заливать смолу необходимо мелкими порциями. Если заливка производится внутрь молда, то смолу выливают из стаканчика так, чтобы она стекала по деревянной палочке. При формировании линзы без формы слой смолы наносят по 2-3 капли, окунув палочку в смолу. Чрезмерная спешка может привести к тому, что деформируются природные материалы, смола растечется за пределы шаблона или будут образовываться новые пузырьки.
  • Для изготовления украшений используется специальная ювелирная смола. Но даже при выполнении всех рекомендаций поверхность изделия может оказаться матовой. Необходимо выполнить обработку отлитой линзы. Прежде всего, начинаются шлифовальные работы по краям. Растекшееся пятно убирается напильником или надфилем. Затем шлифуется поверхность линзы. Абразивное зерно постепенно уменьшается, и шлифовка переходит в полирование.

Эпоксидная смола — Топ 100 фото лучшего декора своими руками!

Эпоксидная смола — это вещество известное всем, кто-то хотя бы немного знаком с хозяйством. Материал появился на рынке ещё в прошлом столетии и уже давно завоевал симпатии мастеров.

Смола является абсолютно универсальным веществом и применяется во многих сферах строительства, ремонта и домашнего хозяйствования.

Современная наука не стоит на месте и «эпоксидка» получает новые составы и соответственно новые возможности для применения. Впрочем неизменным остаётся одно — вещество никогда не используется в чистом виде, оно комбинируется с отвердителем, который и делает его очень надёжным.

На рынке есть множество вариаций такого материала, производители делают всё чтобы клиенты могли выбирать нужный им состав и объём вещества.

Состав смолы

Сама по себе смола это соединение синтетического производства, которое эффективно используется только в комбинации с отвердителем, который способствует завершению процесса полимеризации вещества.

Такой процесс является определяющим в плане того, какими свойствами и характеристиками обладает материал. По этой причине можно с полной уверенностью говорить о том, что смола не применяется как самостоятельное вещество.

По ходу комбинирования разных составов с различными отвердителями, могут появляться вещества, имеющие самые разные свойства.

Например, некоторые могут быть даже твёрже металла, а некоторые наоборот мягкими и по консистенции могут напоминать резину или что-то вроде того.

Затвердевание «эпоксидки», может протекать в достаточно широком диапазоне температур от -10°С до 200°С. Во многом это зависит от типа состава отвердителя. При этом готовый материал можно разделить на 2 вида затвердевания — холодное и горячее.

Эпоксидная смола (клей) холодного отверждения чаще используется в бытовых целях, либо в производствах, где термическое воздействие недопустимо.

Горячее отверждение может применяться при создании изделий, для которых характерны нагрузки различного рода, в том числе температурные и механические.

Это выполняется для того, чтобы при полимеризации вещества образовывалась более плотная кристаллическая решётка, которая позволит увеличить твёрдость вещества.

Отвердитель для смолы, используется в зависимости от необходимых пропорций и содержащихся веществ. Процесс полимеризации под воздействием отвердительного вещества является конечным и не может быть обратим под воздействием различных растворителей или воды.

Важно помнить, что готовый материал — это полимер, что определяет необходимость соблюдения верности пропорций для его получения.

В случае нарушения количества смолы или отвердителя, готовый продукт потеряет свойства и может быть подвержен воздействиям внешней среды, таким как:

  • Влага;
  • Температура;
  • Химические вещества.

Не стоит забывать о том, что на скорость процесса отверждения влияют только температура и тип самого отвердительного компонента.

Мнения о том, что можно добиться конечного результата за счёт количества отвердителя — ошибочно.

Ускорителем процесса полимеризации является температура. Оказывается повышение температуры реакции всего лишь на 10°С может ускорить затвердевание в несколько раз, в зависимости от типа веществ.

Это позволяет разрабатывать составы, которые могут работать при самых разных температурах, при этом процесс полимеризации может проходить в самых разных условиях.

Применение смолы

С того времени, как эпоксидная смола начала активно использоваться, сферы её применения остались теми же.

Изменились только составы и свойства компонентов и готовых материалов. Смола используется во многих промышленных отраслях, таки как:

  • Электроника;
  • Электротехника;
  • Авиация;
  • Автомобильное производство;
  • Машиностроение;
  • Судостроение;
  • Производство стеклопластика.

В этих инженерно-технических отраслях «эпоксидка» применяется в качестве пропитки для стеклотканей и стеклонитей, а также для соединения различных элементов.

Покрытия для пола — смола может обладать изолирующими свойствами. Её применяют при строительстве бассейнов или подвалов.

Производство лако-красочных изделий — влагостойкость и прочность, позволяет использовать смолу в составе отделочных материалов.

Фото эпоксидной смолы


Поделки из эпоксидной смолы — пошаговый мастер-класс с фото примерами

Волшебные вселенные, оказавшиеся в стекле, уже давно стали практикой людей дизайнеров и рукодельниц. Все эти насекомые, цветочки, другие красивые предметы природы и не только застывают как будто в стекле или янтаре. Но это не так.

На самом деле поделки изготавливаются из эпоксидной смолы. Эпоксидная смола — материал для рукоделия, который теоретически можно использовать и в домашних условиях.

Качества, свойственные эпоксидной смоле

Для создания бижутерии и декоративных элементов отлично подойдет эпоксидная смола, потому что она обладает такими свойствами, как:

  • Прозрачность.
  • Прочность.
  • Хорошая гидроизоляция.
  • Не изнашивается абразивным путем.
  • После застывания не является токсичной.

На полках магазинов можно встретить эпоксидный клей. Эта смесь отлично склеивает детали, но она совершенно непригодна для целей использования в качестве материала для рукоделия, потому что помимо эпоксидной смолы в его состав входят другие элементы.

Отличия между эпоксидной смолой и клеем:

  • Время застывания смолы можно контролировать, в отличие от клея.
  • Клей, в отличие от смолы, со временем начинает желтеть.
  • Смола имеет большую эластичность и податливость, чем клей. С ней удобнее работать, что дает большое преимущество.
  • Клей всегда продается готовым продуктом. Смолу мы смешиваем сами, поэтому можем сделать ее той консистенции, коротая требуется.

Правила безопасности при работе

Вопреки тому, что со смолой работать можно и в домашних условиях, необходимо следовать правилам безопасности, чтобы не принести своему здоровью вред. Во всевозможных источниках можно найти разную информацию. На самом деле работа с эпоксидной смолой является достаточно вредным занятием.

Все потому, что в ее состав включается такой компонент, как отвердитель. Из-за него у человека может появиться аллергия или другие заболевания. Но если вы все таки решили изготовить что-то своими руками из смолы, обязательно следуйте следующим правилам:

  • Работайте в перчатках и маске.
  • Помещение, в котором находитесь, необходимо проветривать.

Что необходимо для приготовления состава для декоративных изделий

После прочтения инструкций, можно обзаводиться необходимыми материалами. Для создания эпоксидной смолы потребуется:

  • Смола.
  • Отвердитель.
  • Посуда для измерения количества жидкостей.
  • Деревянная палочка для размешивания состава.

Если в вашем составе появились пузырьки, можно немного нагреть массу и тогда весь лишний воздух выйдет.

Больше всего распространен такой вид работы с эпоксидной смолой в рукоделии, как заливка готового состава в силиконовые формы или, как их еще называют, в молды. Такие формы, как правило, устойчивы к раствору, не склеиваются и не вступают в реакцию с ним, очень пластичны, а также их можно приобрести в любом магазине для рукоделия.

Чтобы залить смолу в молду, есть несколько способов:

Приготовьте состав. Необходимо подождать минут 30, чтобы все компоненты прошли весь химический процесс. После этого расположите декоративные элементы в молду так, как вам нравится и залейте состав смолы тоненькой струйкой. После ее застывания аккуратно вытащите почти готовую работу. Для полной готовности останется только хорошенько отшлифовать все неровности.

Если вы хотите, чтобы выбранный декор располагался не внизу предмета из смолы, а в середине или сверху, то сначала нужно залить немного состава в форму, потом положить декоративные элементы и залить оставшуюся смолу.

Сначала залить полностью состав, а потом осторожно вложить компоненты декора при помощи зубочистки или любой другой маленькой палочки.

Способы заполнения специальных форм составом

Иногда хочется придумать и изготовить что-то более необычное, чем просто изделия, сделанные из фабричной формы. В этой ситуации помогут подготовленные своими руками формы из полимерной глины. Для создания таких форм необходимо:

  1. Полимерная глина.
  2. Металлические формы для выпечки печенья.
  3. Канцелярский нож.
  4. Скалка и зубочистка.

Раскатайте ровный пласт глины, оберните им форму для выпечки, чтобы получилась своеобразная рамка. После застывания глины, ее можно использовать в качестве формы.

Разнообразие изделий из эпоксидной смолы

Из всего разнообразия украшений очень легко выбрать подходящее под ваш вкус и цвет. Но ведь не только женские украшения подвластны этому материалу. Есть много примеров использования эпоксидной смолы в качестве других дизайнерских предметов.

Это различные столешницы, ручки дверей и ножей, корпусы, USB-флеш-накопителей… На самом деле продолжать этот список можно если уж не бесконечно, то очень долго, потому что эпоксидная смола — это тот материал, при работе с которым можно разгуляться фантазии.

Пробуйте поработать с этим материалом и создавайте свои шедевры из эпоксидной смолы. Ведь это так красиво, но достаточно просто. Все в ваших руках!

Фото подборка самодельных изделий из эпоксидной смолы

Изделия из эпоксидной смолы: поделки, сувениры, мебель, картины

Использование полимеров на основе эпоксидных смол имеет огромное значение для промышленности. Ее широко применяют в судостроении, самолетостроении, строительстве, производстве стекло- и углепластиков, а также лакокрасочных материалов. Различные клеевые двухкомпонентные составы востребованы в бытовых работах. В перечисленных областях олигомерные соединения после отверждения играют роль связующего компонента. Но о том, что эпоксидка используется в качестве основного материала, знает далеко не каждый. Тем не менее, уникальные свойства материала позволили существенно расширить границы его применимости.

Использование полимеров

Перечислить все возможности смолы достаточно непросто, ввиду того, что мастера, работающие с ней, постоянно совершенствуют свои навыки, реализовывая новые и достаточно амбициозные идеи.

Приведем основные направления развития прикладного и декоративного творчества. Эти идеи реализовываются в индивидуальных проектах. Все работы, связанные с использованием полимера, можно считать авторскими. Примечательно, что для них нет определенной теории. Существуют лишь некоторые рекомендации, основанные на свойствах эпоксидных смол. Сама же технология – результат многочисленных экспериментов, проб и ошибок. Рассмотрим, где именно смола раскрывает себя, как самостоятельный материал, но перед этим следует обратить внимание на ряд ее отличительных качеств.

Свойства

Основополагающим качеством, позволяющим изготавливать различные изделия из эпоксидной смолы, является полимеризация. Это сложный химический процесс, который возникает в результате соединения основного компонента материала с отвердителем. Спустя определенный промежуток времени жидкая смола застывает, сохраняя предоставленную ей ранее форму. В процессе кристаллизации эпоксидка не подвергается усадке, что позволяет достаточно точно проектировать объем и габариты будущего изделия.

Застывшая смола обладает высокими показателями прочности. Некоторые ее модификации имеют повышенную ударную прочность, поэтому могут даже применяться для заливки полов в цехах на производстве. Компаунды тоже могут похвастать подобными физическими свойствами, поэтому все изделия характерны устойчивостью к воздействию абразивов, а также к механическим нагрузкам.

Набор для творчества

Практически аналогом прочности выступает высокая износостойкость полимера. Его, конечно, не используют в условиях повышенного трения в качестве фрикционного материала, но, например, различные украшения в виде колец или браслетов носятся очень долго. Все предметы интерьера из эпоксидной смолы имеют длительный срок службы. Таких показателей не проявляют традиционные материалы, например, ДСП. Отдельные элементы корпусной мебели из эпоксидки не боятся ни механического трения, ни воздействия ультрафиолетового излучения.

Известно, что двухкомпонентный полимер входит в состав веществ для гидроизоляции поверхностей, и это очень актуальное качество. Например, столы из эпоксидной смолы могут эксплуатироваться в помещениях с высокой влажностью.

Влажность на кухне – явление обыденное, а если учесть, что на поверхность столешницы часто проливается жидкость, нетрудно догадаться, что смола в качестве материала будет выглядеть более выгодно, нежели ламинат.

Ювелирный полимер

Изделия из эпоксидной смолы не предъявляют особых требований к уходу. Материал устойчив к воздействию различных химически активных чистящих средств. Исключением могут быть некоторые агрессивные кислоты. Все средства бытовой химии вполне применимы для обработки поверхностей. Такая практичность лишь повышает популярность применения смолы в быту.

Несмотря на то, что нас интересуют поделки, состоящие из одной смолы, достаточно часто мастера прибегают к декорированию с помощью различных материалов. Отличная адгезия полимера позволяет в качестве декора использовать натуральные природные компоненты, синтетические вещества, а также другие полимеры. В украшениях и сувенирных изделиях используется технология заливки с помощью молдов. Внутрь формочек могут помещаться драгоценные металлы, камни, цветки живых растений. При соблюдении определенных условий декорировать поделки можно практически любым способом.

У эпоксидки, как у любого строительного материала, есть свои недостатки, которые должен учитывать каждый мастер. Двухкомпонентный состав проявляет свои вышеперечисленные свойства только при точном соблюдении рекомендуемых пропорций смолы и отвердителя. При желании изменить технические показатели возникает вероятность порчи материала. Тем не менее, существуют специально разработанные добавки, способные влиять на те или иные характеристики смолы.

Молды для творчества

Себестоимость работ с эпоксидной смолой вполне приемлемая. Любой проявляющий интерес к творчеству мастер имеет возможность приобрести материалы и необходимые аксессуары по вполне демократической цене, однако стоимость готовых изделий достаточно высокая. Объясняется это временными затратами, а также авторским характером работ.

Изготовление мебели

Одним из ярких примеров использования эпоксидки в интерьере помещения служит производство мебели. Из смолы отливают столешницы, панели для кухонного гарнитура, барные стойки или сиденья стульев. Прочность полимера вполне позволяет эксплуатировать изделия по назначению, однако есть определенные нюансы.

Традиционно считается, что все столешницы делятся на две категории: плиты с основой и без основы. Роль основы могут играть слэбы из дерева, массивы, плиты ДСП, фанера, металлические или пластиковые конструкции. Но на данный момент нас интересуют элементы мебели, полностью отлитые из смолы.

Красивый стол

Забегая вперед отметим, что они нашли свое практическое применение, но в силу ряда особенностей, область их эксплуатации весьма ограничена. При заливке столешницы большой площади суммарный показатель нагрузки возрастает за счет собственной массы смолы. Столешницы без основы вряд ли годятся для производства массивных обеденных или рабочих столов. Зато они приобрели популярность в декоративных, кофейных или журнальных столиках.

Прозрачный слой смолы требует обязательного наличия декора, но использование красителей в корне поменяло тенденцию. Варьируя различными оттенками, мастер получает уникальные шедевры. В этом плане разработано множество приемов, среди которых такие, как послойная заливка или зонирование. При послойной заливке можно получать трехмерные абстрактные картины. Каждый слой смолы при этом должен полностью высохнуть, прежде чем будет залит последующий слой.

Зонирование осуществляется при помощи разделительных перегородок. Их монтируют из прозрачного пластика или оргстекла. Такие конструкции позволяют заливать один слой разными цветами. Границы зон после отверждения смолы образованы единой цепочкой связанного полимера, поэтому разрушения плиты не происходит. Настоящими шедеврами стали столешницы с тематическим дизайном, известны модели с имитацией водоемов, раскаленной лавы, букетов цветов.

Необычные табуретки

Застывший полимер хорошо обрабатывается. Его можно шлифовать, доводить до нужной формы, пилить или сверлить. При помощи сплошной заливки делают навесные полки. Предельная масса груза, которую они смогут выдержать, зависит от формы и толщины полок. Но, планируя тот или иной проект, необходимо исключить высокие нагрузки. Такие полки отлично подойдут для хранения канцелярских товаров, тетрадей или даже книг. Естественно, чем больше длина полки, тем ниже показатель максимально допустимой нагрузки.

Светильники

Прозрачность компаунда даже с добавленным красителем натолкнуло истинных ценителей творчества на идею использовать смолу в изготовлении светильников. Задача не заключается в получении мощного источника света, так как в этом случае необходимо предусмотреть обеспечение направленного излучения, охлаждение источника, высокую термостойкость абажура. Но в качестве декоративного освещения, подсветки или ночников изделия из смолы составляют достойную конкуренцию вариантам из пластика или стекла.

Желтый светильник

Условно все светильники из эпоксидки можно разделить на три вида. Каждый из них имеет свои особенности применения, изготовления и долговечности.

  1. Из смолы с люминофором. Возможность свечения некоторых веществ после воздействия на них солнечного света нашла свое применение и в работах с эпоксидной смолой. Речь идет о люминофоре, который сейчас можно купить в виде порошка, причем достаточно недорого. Многие предпочитают заказывать порошок на сайте Алиэкспресс. Смола отлично сочетается с частицами порошка и при смешивании образует однородный материал, способный светиться в темноте. Необходимо только учесть, что в жидкой смоле частички люминофора со временем осядут, поэтому для достижения равномерного свечения приготовленной смоле дают немного настояться, периодически перемешивая ее компоненты. Как правило, такие светильники представляют собой монолит, форма которого зависит от имеющегося молда. Сложные молды дают заготовки в виде колокольчиков или цветков растений. Но даже изделия, представляющие собой геометрические объемные тела, красиво смотрятся, особенно при наличии подходящей фурнитуры. Много света от люминесцентных светильников получить не удастся, зато несколько таких шедевров способны создать соответствующую атмосферу для отхода ко сну или, к примеру, для романтического ужина.
  2. С встроенной подсветкой. Эпоксидная смола в отвержденном состоянии не проводит электрический ток. Ее удобно использовать в качестве изолятора при монтаже электрических цепей. Для того, чтобы смола не нагревалась, используют светодиодную ленту в качестве источника света. Но для упрощения работы смолу заливают так, чтобы лента и часть элементов цепи оказались внутри кристалла. Выглядят такие светильники эстетично и компактно, но у них есть один существенный минус. При выходе из строя светодиодов их поменять невозможно. Такие ночники не предусмотрены для длительной работы. Их обычно включают на непродолжительное время.
  3. С заменяемыми элементами. При наличии подходящего молда можно залить абажур светильника так, чтобы элементы электрической цепи оставались доступными и могли быть заменены. Взаимное расположение диодов и корпуса светильника зависит от возможностей и фантазии мастера. Интерес представляет вариант, в котором абажур выполнен в виде цилиндрической отливки из смолы с полостью внутри. В этой полости размещена LED-лента. Цвет этой ленты должен соответствовать цвету смолы, тогда подсветка будет сочной и яркой.

С встроенной подсветкой

Бижутерия

Относительно недорогие поделки из эпоксидной смолы, относящиеся к бижутерии, достаточно многочисленны. В зависимости от используемой фурнитуры они легко превращаются, например, из кулонов в серьги. Описать все возможные идеи мы не сможем, поэтому остановимся на кратком экскурсе.

Имитация драгоценных камней

Изделия из эпоксидки не только используются, как украшения, но и могут выполнять роль сувениров на память. Существуют такие красители, которые придают смоле определенный цвет, но не изменяют ее прозрачности. В специализированных магазинах можно купить эти красители. Иногда они носят соответствующее название: рубиновый, изумрудный, янтарный.

Имитация драгоценных камней

Нетрудно догадаться, что это красный, зеленый и желтый цвета, но само название подчеркивает, что с помощью таких колеров можно создать недорогие копии рубина, изумруда или янтаря. Кристаллики оснащаются фурнитурой и используются, как украшения. Зачастую такая бутафория применяется в изготовлении более сложных элементов: диадем, брошей, подвесок.

Браслеты и кольца

Браслетом называется украшение, которое надевается на руку. Историки считают, что они были известны человеку еще со времен палеолита. Археологами в Денисовой пещере был найден браслет, которому ориентировочно около 40 000 лет. С освоением методов обработки металла конструкция браслетов существенно изменилась. До этого периода древнейшие украшения представляли собой граненый минерал или камень с отверстием под шнурок.

Из эпоксидной смолы можно сделать жесткий браслет в виде кольца. Его сечение может быть различным. Оно зависит от формы молда. Несмотря на то, что молды для бижутерии продаются целыми наборами, многие мастера предпочитают изготавливать их самостоятельно из силикона. Если не использовать сторонние материалы для декора, то украсить браслет можно методом колеровки.

Стильный браслет

При использовании жидких смол границы раздела разных оттенков будут смазанными, так как пограничные слои смолы перемешиваются. Градиентная заливка очень красиво смотрится, если гармонично подобраны цвета. Резких переходов добиваются при послойной заливке или с использованием прозрачных разделителей.

Кольца отливаются по той же технологии. Принципиальное отличие кольца от браслета заключается всего лишь в размерах. Сложные молды позволяют получать перстни, в которых вместо драгоценного камня присутствует кристалл из подкрашенной смолы. Способы декорирования колец и браслетов практически не отличается. При изготовлении украшений на пальцы обычно пользуются матовыми красителями, пигментными пастами или блестками. Добавление в смолу алюминиевого порошка или графита позволяет получить перламутровые наполнители.

Дизайнерское кольцо

Работая с силиконовыми формочками, следует помнить, что при застывании смола может прилипнуть к силикону, поэтому внутреннюю поверхность молда обрабатывают разделительным составом. Самый простой вариант – нанести парафин. Заготовка после выемки за счет парафина будет иметь неровности на поверхности, поэтому на финишной стадии необходимо произвести шлифовку и полировку. Если не использовать разделитель, то образуется ровная глянцевая поверхность, однако сам молд после нескольких заливок придет в негодность.

Кулоны, бусы и серьги

В зависимости от того, какая фурнитура имеется в наличии, можно получать такие виды украшений, как кулоны или серьги. Они отличаются лишь креплениями, а отливаются по одной и той же технологии. Имея в наличии сферический молд, можно получить сферу. Большой прозрачный шар, раскрашенный в разные цвета, красиво смотрится в качестве сувенира на память.

Назвать украшением такое изделие сложно из-за его габаритов, но в качестве символического подарка на память он отлично подойдет.

Нежный кулон

Продолжая тему сферических фигур, заметим, что небольшие по размеру шарики используются для изготовления серег. Застежки крепятся при помощи наведенного раствора эпоксидной смолы, только теперь материал будет использоваться, как клей.

Если есть возможность отливать небольшие шарики, то из них делают бусы. Шарик просверливается насквозь тонким сверлом. Застывшая эпоксидка без проблем поддается сверлению, причем ее не нужно охлаждать. Существуют такие красители, которые имитируют натуральный камень. Так можно получить мраморные или гранитные бусинки. Подкрашенная смола имеет очень широкие возможности. При удачном подборе колера получают бусы из янтаря, слоновой кости, прочих драгоценных материалов.

Яркие сережки

Если в наличии нет молда, а его самостоятельное изготовление невозможно, то получают украшения в виде линзы. Для таких заливок необходимо выбирать вязкие марки смол. На ровной горизонтально поверхности из небольшого количества смолы формируется основа будущей линзы. За счет действия сил поверхностного натяжения она примет вид едва выпуклого тела (линзы). После того, как слой смолы полностью застыл, на нем формируют следующую линзу. Послойная заливка позволяет получить объемные тела, вплоть до полусферы.

Картины

Апогеем настоящего творчества можно считать рисование картин эпоксидной смолой. Назвать это изделие состоящим только из эпоксидки нельзя, ведь сам рисунок создается на основе из стороннего материала, зато других дополнительных компонентов не требуется. Рисовать картину смолой, пожалуй, труднее, чем красками, ведь эпоксидка требует определенного навыка, а помимо этого, мастер должен обладать и художественным талантом.

Идеальная картина

Суть рисования заключается в том, что смола накладывается определенными порциями на отдельные участки холста. Чтобы она не растекалась за отведенные ей границы, используют только специальные марки с высокой вязкостью. Хотя и жидкие смолы в искусстве тоже нашли свое применение, когда нужно получить градиент цвета.

В настоящее время данное направление развивается высокими темпами. Многие мастера разрабатывают различные лайфхаки, позволяющие в домашних условиях создавать шедевры. Современные компоненты абсолютно безопасны. Если раньше считалось, что смола в жидком виде токсична, то специальные марки смол и красителей, разработанные для рисования, не наносят ущерба здоровью даже при длительной работе.

Силиконовые формы-сферы для заливки эпоксидной смолы и изготовление украшений на их основе

В прошлом месяце обзор сеттингов (рамок) для создания украшений из эпоксидки был принят очень тепло. Жена воодушевилась и решила не откладывать следующую серию. Встречайте, по многочисленным заявкам — силиконовые молды (формы) – сферы для изготовления украшений из ювелирной эпоксидной смолы. Я пока умолкаю и снова передаю слово супруге, но буду от себя вставлять реплики курсивом. Да, и вы просили фото мастерицы — оно есть в конце обзора:)
Существуют разные методы разные методы заливки молдов. Я пользуюсь двумя способами, о которых расскажу более подробно.
Для начала понадобятся материалы для заливки. Я чаще всего использую растения: цветы, ягоды, грибы, мох. Собираю заготовки в сухую погоду, желательно в первой половине дня. Так в растениях будет меньше влаги, они быстрее высохнут и не изменят цвет. Чтоб сохранить объем, цветы стоит сушить в манке или мелком песке. Если есть возможность, лучше использовать силикагель мелкой фракции. Материалы для заливки будут готовы через две-три недели, это зависит от сочности растений.

Заливать будем молды, объединяющие несколько форм, и отдельные сферы.

Ссылка на молды дана в шапке, сферы брала здесь.
И те и другие меня полностью устраивают. Через стенки молдов можно видеть, как расположилось наполнение, и образовались ли пузырьки.
Силикон достаточно мягкий, чтобы без особых усилий вытягивать заготовки из молдов.
Готовим место для работы с эпоксидной смолой. Об этом я уже писала в предыдущем обзоре.
Желательно проводить работу в хорошо проветриваемом помещении или в маске (знающий человек посоветовал вообще обзавестись полумаской с угольным фильтром, так что планируем купить). Самым трудоёмким и в то же время творческим процессом будет формирование букетиков из сухоцветов. Это первый способ заливки. Цветочки скрепляю небольшим количеством прозрачного лака для ногтей. Формирую букетики приблизительно под размер шарика и закрепляю их в спонже, если цветочки нежные. Можно просто подсушить на листике.


Готовим смолу по инструкции производителя, тщательно перемешиваем и оставляем ее где-то на полчаса для выхода пузырьков (тот же знающий человек посоветовал после заливки греть смолу феном, чтоб пузырьки лучше выходили; но поскольку для обзора изделия были уже готовы, то этот способ испробуем в следующий раз). Пока смола отстаивается, нужно аккуратно поместить букетики в форму, я для этого использую обрезанную верхнюю часть шприца (срез заполирован мелкозернистой наждачной бумагой, чтобы при использовании не поцарапать молд). Для сфер до 16 мм подойдёт шприц на 5 мл, от 16 мм до 30 мм шприц на 10 мл.


Переходим к заливке. Смола должна быть без пузырьков и оставаться максимально жидкой, чтобы легко обтекать содержимое формы. Это позволит избежать ненужных пузырьков на поверхности сферы.
Сначала заливаем молд где-то на 3/4. Если залить разу полностью, букетик будет всплывать.

Если букет относительно сферы маленький, можно к его основанию приклеить зубочистку. Так мы его ровно зафиксируем на одном уровне. После заливки осматриваем сферы, как разместилось наполнение и есть ли пузырьки. Если есть, лопаем их или выдавливаем зубочисткой. Оставляем заготовки сохнуть под колпаком, чтоб защитить из от пыли. После 24 часов полимеризации нужно подрезать стебли букетов, чтобы они не мешали прикрепить фурнитуру к готовому изделию. Делаем вторую заливку, уровень смолы над молдом должен образовать небольшую линзу так как при полимеризации смола дает усадку.

Переливать тоже не желательно, иначе образуется ножка, которую потом нужно стачивать. Снова оставляем сохнуть на 24 часа.
При втором способе заливки наполнение молда размещается больше в нижней его части. Для этого капаем немного смолы на дно сферы и аккуратно пинцетом «садим» цветочки на дно. Таким образом композиция формируется за счёт крепления стебельков в смоле.

Оставляем сохнуть, а во вторую заливку заливаем сферы полностью. Тоненькой струйкой заливаем смолу шприцом, так воздух успевает выйти и меньше вероятности образования пустот.
Результат заливки таким способом отличается от заливки букетами. Тут уже, как больше нравится.
По истечении 24 часов достаем сферы из молда. В принципе процесс идёт без особых усилий. Кто-то, чтоб облегчить процесс погружает молды в воду, но у меня и так все нормально получается.
Осматриваем место заливки каждой сферы. В идеале оно не требует доработки, но если есть лишняя смола нужно ее удалить. Можно это делать кусачками для маникюра.

Крепим фурнитуру. Для всех сфер подбираем обниматели для бусин, нужно чтобы они закрывали место заливки, и бижутерные штифты под цвет обнимателей.


Штифтом отмечаем центр в месте заливки шарика. Потом надев на него обниматель, вкручиваем его в сферу до упора.

Из маленьких сфер я делаю серьги-гвоздики и подвесные серьги. Вес одного шарика 10 мм 2 грамма, 18 мм 4 грамма. Для меня комфортный вес одной сережки не больше 5 грамм. Маленькие сферы вклеиваю в пуссеты клеем Момент Кристалл, можно это делать клеем Е6000 или непосредственно эпоксидной смолой. К другой паре шариков закрепляю швензы (крючки).
Сферы для кулонов можно сразу надеть на шнурок или закрепить на бэйл бижутерным колечком. Если будут нужны ссылки на фурнитуру, могу добавить в описание.
Готово!




Какая эпоксидная смола лучше для украшений, что нужно выбрать

Первые эпоксидные смолы, появившиеся лет 60 назад, имели сугубо производственно-прикладное использование, ими заливали полы, создавали стеклоткань и первые композитные материалы в судостроении. Но уже тогда ювелиры, у которых очень ценился янтарь с попавшими в него миллионы лет назад насекомыми, задумали использовать эпоксидки для создания подобных поделок, только с уже заранее заданными свойствами. Далее появилось естественное желание «остановить мгновение» не только для забавных насекомых, но и для ракушек, цветов, срезов шишек, всевозможных хрупких поделок.

Хрупкая поделка

Но появилось естественное препятствие в виде несовершенства технологий: отливки из смолы мутнели, желтели вплоть до появления со временем желто-коричневого оттенка, поверхность стиралась и делалась матовой.

Ювелирный вариант

Химики пошли навстречу пожеланиям потребителей, хотя специально, конечно, никто именно для ювелирки эпоксидных составов не разрабатывал. Просто получилось так, что новые составы были:

  • Более текучими, и заполняли собой в жидком виде, сразу после смешивания компонентов А и Б, все, даже самые мельчайшие, впадинки и поры.
  • Были кристально-прозрачными, имеено то, что называется «отливка чистой воды».
  • Гораздо более безвредными для здоровья, чем их предшественники.

Популярный полимер

Благодаря всем этим качествам выпуск бижутерии нового поколения значительно расширился в ассортименте, потребитель получил возможность заказывать украшения с заранее заданными свойствами, а мастера – эти заказы выполнять.

Более того, человек с фантазией, даже не будучи профессиональным ювелиром, мог, приложив некоторые усилия и потратив некоторое количество времени и некоторое количество денежных средств, изготовить такие поделки сам.

Импортное или отечественное

Строго говоря, такое деление не имеет смысла, потому что с импортозамещением в этой области в России дела обстоят не лучшим образом. На 90% производство эпоксидных ювелирных компаундов у нас базируется на импортных составляющих, то есть в страну завозится сырье, из которого на отечественных заводах выпускают ювелирную смолу, по качеству ничем не отличающуюся от ее аналогов производства Тайваня, Чехии, Австрии, Италии, Германии и других стран.

Шикарный кулон

Поэтому, увидев надпись «Сделано в России», внимательно вчитайтесь в текст и обнаружите, что это или совместное производство, или изготовлено из импортных составляющих. Что не является чем-то ужасным, как об этом могут подумать некоторые граждане, глобализация экономики диктует свои правила. Ведь никого не шокируют многие детали «Лады», сделанные по лицензиям фирм «Рено» или «Пежо». Также как весь мир не испытывает комплекса неполноценности оттого, что чисто российское изобретение – терминалы по оплате мобильных телефонов, появились впервые в России еще 20 лет назад, а потом с триумфом распространились по всей планете.

Что на 100% делается в России и из российских компонентов, так это отвердители. Их ассортимент очень широк, и можно подобрать отверждающий состав под любую модель застывания, варьируя скорость полимеризации, совместимость смолы и отвердителя и возможность введения в составы всевозможных добавок в виде пластификаторов и пигментов.

Молды для работы

Информация о совместимости того или иного компаунда с конкретным видом отвердителя или наоборот, всегда размещается в аннотации к товару или в инструкции по пользованию.

Критерии выбора

Наряду с такими качествами, как скорость застывания и экологичность, многие мастера на первое место помещают оптические свойства смол, применяемых для отливок. Что при этом имеется в виду? Ведь «прозрачность» материала не является аналогом термина «бесцветность». Например, чайная заварка прозрачна, но не бесцветна. Молоко бесцветно, если считать белый цвет бесцветным, но не прозрачно.

Поэтому если свет свободно проходит сквозь состав, но при этом меняет свой спектральный состав, то говорить о бесцветности нельзя.

Данным свойством «грешат» старые, еще советские разработки, ведь в экономике того времени при планировании не рассчитывали выпускать эпоксидные смолы с таким характеристиками, как бесцветность, сочетаемую с прозрачностью. Это не говорит о том, что химической промышленности советского периода таких смол разработать не могла,  школа советской химии была на уровне лучших мировых стандартов. Дело было просто в некоторой неразворотливости плановой экономики, как таковой.

Своими руками

Выбор сделан, смола приобретена, но что можно наблюдать в реальности? Смотря для какой цели она куплена, какой тип изделий будет из нее изготавливаться. Если толщина покрытия или отливки не будет превышать 4-5 мм, то допускается легкий лимонно- желтый или охристо-желтый оттенок ее в массе, то есть при отливке таким слоем застывшая смола при чисто визуальной оценке будет восприниматься как совершенно прозрачная или бесцветная.

Заметить желтоватый оттенок в ней можно будет, если только превысит толщину в 10 мм и более. Но такие смолы обладают еще одним неприемлемым качеством: если слой заливки превысит некую, часто небольшую, величину, произойдет ее сильный саморазогрев. В аннотациях в таких случаях всегда есть предупреждение о цветности прозрачного слоя, и о предельной толщине его заливки, выше которой возможны термические явления.

Интересный дизайн

Для заливок толщиной до 50 мм применяются смолы или абсолютно прозрачные, или, что чаще всего, с некоторой голубизной или фиолетовостью, которая заметна тем сильнее, чем толще слой заливки. Это связано с особенностями психологического восприятия цветов человеческим глазом, когда понятие «кристально-чистый» ассоциируется с легкой голубизной или сиренево-голубым оттенком. Для объемных изделий с толщиной свыше 500 мм характерно еще и применение смолы или специальных отвердителей, которые не подвержены сильному саморазогреву состава, который вызывает закипание смеси компаунда и отвердителя, или, как минимум, образования в ней пузырьков, которые тем больше по размеру, чем сильнее разогрев смеси.

Прием с голубизной, легкой лиловостью или синевой часто используют такие производители за рубежом, как Crystal resin и ICE resin. Компаунды с такими холодными оттенками называются отбеленными. В российских разработках эпоксидные смолы с таким свойствами выпускаются под индексом ПЭО-510КЭФ-20/0, а чисто прозрачный, без каких бы то ни было оттенков, маркируется как ПЭО-510КЭ-20/0. Хотя с последним можно поэкспериментировать, окрасив его в легкий заданный оттенок, оставив при этом прозрачным, добавляя в компаунд вещество Эпоксион 400 (110А).

Отличный подарок

Приемы смешивания и разведения с добавками могут зависеть, как от объемов компонентов готовых смесей, так от их веса. Дело в том, что при составлении ювелирных композиций чаще всего количество компонентов А и Б берут не в объемах, как то принято у эпоксидных смол производственного назначения, а по весу, в граммах или даже в миллиграммах.

Погрешность при этом должна быть не более чем в 5%, а чтобы не выйти за ее пределы, лучше начать взвешивание с компонента Б, то есть отвердителя. Посмотрим, что получится, на примере с частями А и Б эпоксидной смолы для ювелирный работ ПЭО.

Для этих компонентов должно быть соотношение А к Б как 100:25, или 4 к 1 по массе, и 100 к 30, или 3,3 к 1 по объему. При «промахе» взвешивания или отмеривания с отвердителем, если вместо единицы отмерили 1,1, то и компонента А, соответственно, должно тогда быть порядка 1,1г*4 =4,4г или 1,1мл*3,3 = 3,63мл.

Итоговый результат

Проще всего для таких смешиваний пользоваться следующей таблицей:

Как называется смола ПЭО 10К 20/0 ПЭО610КЭ20/0 ПЭО510КЭ20/0 ПЭО10КЭ20/0 ПЭО201КЭ20/0 Crystal

resin

EpoxAcast 690 KER 828/921 ОП
Страна или фирма-изготовитель Санкт-Петербург ГТИ (ТУ) Россия PEBEO S/A,

Франция

Smoos, on Ink, США СП Юж. Корея — Россия
Тара 150, 30, 600, 1200 мл, а также любая в пределах от 10 до 200 кг (канистра – бочка) 150, 300, 650 мл 1,18, 4,72 кг ——-
Пропорции компонентов А и Б

по массе

по объему

100 : 25

100 : 30

100 : 50 100 : 30 100 : 50

100 : 50

Вязкость мПа/с при t 25°C 900 780 640 480 240 430 200 1470
Время до желатинизации в час при 25°C 2-3 3-4 5-6 8-10 12-15 2 5
Время отверждения при 25°C 42-54 54-66 66-84 24 24-48 6(20-25)
Срок хранения мес. При t °C 6(20-25) или 12 (3-8) 6(12-25) беречь от холода Срок ограничен 23* 6(20-25)
После полной полимеризации
Как выглядит Бесцветный, с небольшим отбеливающим эффектом или совсем без него Бесцветный с отбеливающим эффектом Бесцвет-ный
Стойкость к свету и УФ по 5-бальной шкале 4 3 4 2
t °C max при эксплуатации 80 75 70 50 46 60
Твердость по Шору 80 75-78 65-70 50-60 80 80 80

Разница в отмеривании по объему и по весу вызвана тем, что плотности эпоксидного компаунда и отвердителя сильно отличаются. Поэтому попытка как-то «усреднить» пропорции может привести к плохому результату.

Для образования однородной полимерной сетки в застывшей смоле нужно, чтобы при составлении смесей А и Б сохранялось так называемое стехиометрическое соотношение этих частей, когда вся протополимерная цепочка части А прореагирует с отвердителем. В случае с «ювелирными» смолами не сработает прием, часто применяемый в дешевых образцах этой продукции, используемой для обширных заливок полов, столешниц, когда небольшой избыток отвердителя только ускорит время реакции полимеризации.

Изделия своими руками

Здесь же, в случае с ювелиркой, лишние молекулы отвердителя просто не встроятся в полимерную сетку, что снизит не только физико-механические характеристик полученных отливок, но и не даст их в дальнейшем отполировать. Ведь отвердитель будет иметь липкую консистенцию, и будет раз за разом будет выступать из мельчайших пор нарушенной полимерной сетки.

Если вы хотите иметь монолитную структуру ювелирного изделия, отлитого из эпоксидных смол, лучше обеспечьте к гарантированному сроку отверждения дополнительное время еще в трое-четверо суток, тогда на изделиях не будет оставляться отпечатков пальцев, как это часто бывает при нагреве украшений от тепла тела.

Работа с пористым поверхностями

При работе ювелирным смолами, если поверхности, которые будут заливаться, пористые, нужно или:

  • выбрать смолу жиже;
  • нагреть ее;
  • сначала замесить небольшой объем компаунда А и отвердителя Б и промазать пористые поверхности кистью, только после застывания этого грунтовочного слоя делать объем эпоксидки для отливки.

Красивое кольцо

Хорошо, когда в работе со смолой есть опыт. В противном случае старайтесь ориентироваться на мнения:

  • Экспертов-химиков или производственников, их можно найти на сайтах производителей. Там вы можете узнать тонкости процессов, описание которых не всегда есть на аннотациях, размещенных на таре-упаковке эпоксидного материала.
  • Практиков, то есть ювелиров-профессионалов или любителей, давно работающих с ювелирными эпоксидным компаундами.

Настоящие профи не замыкаются в себе, трясясь над секретам мастерства. Они щедро делятся ими показывая свой уровень экспертности, и в надежде, что вы когда-нибудь поступите так же.

Записи созданы 4471

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх